Cнаряжение для активного отдыха и спорта
Наша группа ВКонтакте
E-mail: info@prorider.su

191014 Санкт-Петербург
ул. Восстания, дом 24/27

+7 (904) 607-0380, +7 (901) 971-0187

Главная \ Статьи

Фрирайд

Фрирайд

« Назад

Фрирайд
Фрирайд 27.01.2013 13:37


 

Свобода! Свобода - недосягаемая мечта любого живого существа на нашей планете. Свобода от условностей, свобода от рамок и ограничений. Людям свойственно выдумывать границы, а затем мечтать об избавлении от них. Наверное, границы все таки нужны большинству, но тем слаще чувствовать свою приобщенность к миру избранных.

Фрирайд - свободное катание. Когда то давно люди использовали загнутые деревянные доски, прикрепленные к ногам с сугубо прагматичной целью - с меньшими усилиями доставить себя из точки А в точку Б по снежному покрову. Потом, когда прагматизм немного отступил, а развитие производственных отношений дало возможность иногда отвлечься от вопросов прокормления рода, отдельные горячие головы пришли к выводу что это еще и здорово весело - мчатся с горы по искрящемуся снегу наперегонки с ветром. Шли годы, и в дело вступила ее величество Индустрия. Индустрия отдыха не могла пройти мимо такого лакомого куска - начали возникать горнолыжные курорты. Человек в очередной раз подмял под себя природу, перекроив склоны гор так как ему было удобней, понастроив подъемников и ресторанов с ватерклозетами на высоте 3 километра над уровнем моря. Горные лыжи и все что с ними связано - это мощнейшая индустрия, которая, в некоторых странах является важнейшей статьей государственного бюджета.

Поначалу это было непросто. Быть горнолыжником считалось таким же крутым как быть, например автогонщиком или пилотом. Горные лыжи - это удел сильных, решительных и смелых людей. Низкая температура в горах, необходимость длительных подъемов пешком, несовершенство оборудования - все это не позволяло привлечь в Индустрию массовый сегмент потребителей. Но технологии не стоят на месте. Революция в мире горных лыж - карвинговая геометрия, оказывается лыжа может поворачивать сама, катание на горных лыжах становится комфортнее и доступнее. Огромное количество горнолыжных курортов, современные комфортные подъемники, огромный выбор снаряжения, как следствие - небывалая массовость спорта. И вот уже катание превращается в лавирование среди людей всех возрастов и уровней катания, причем независимо от сложности выбранной Вами трассы.

Разумеется, всегда были люди, которым недостаточно узких ограждений комфортных подготовленных трасс. Их глаза всегда смотрели за ограждения - туда, где лежит нетронутый девственный снег. Только там можно немного приобщиться к тому дикому величию гор, которое воодушевляло наших предков на эксперименты с загнутыми палками. Со временем этих людей также включили в Индустрию, и назвали их фрирайдерами, чтобы как-то отличать от обычных горнопляжников.

Немалую роль в развитии фрирайда сыграло изобретение сноуборда. Сноуборд, с одной стороны, изначально задумывался как аналог серфинга в глубоком снегу, а с другой стороны, едва родившись, сразу же начал хулигански противопоставлять себя аристократичным горным лыжам. Неудивительно, что сноубордисты дали очень резкий толчок развитию фрирайда.

Итак, что же это такое - фрирайд. Технически говоря, фрирайд - это катание по неподготовленным склонам с элементами трекинга (ходьбы, лазания). Фрирайдеры могут использовать для подъема на гору обычные подъемники, вертолеты (хели-ски), снегоходы, свои собственные ноги (бэккантри). Отличительной чертой фрирайдного катания является возможность самостоятельно выбрать маршрут спуска, а это в свою очередь требует от райдера помимо очень хорошего уровня катания целого ряда дополнительных особенностей: отличного ориентирования, умения интуитивно понимать рельеф и толщину снежного покрова, чувствовать состояние снега, прогнозировать изменение погодных условий. От грамотности и опыта райдера часто зависит его собственная жизнь, а также жизнь окружающих, и это не просто пафос. Горы - это очень опасное место, и если территории горнолыжных курортов контролируются и обслуживаются горными спасателями, то уже в нескольких метрах от трассы неопытный райдер может нарваться на очень серьезные неприятности. В первую очередь это лавины, и во вторую - прочие, как их называют «альпийские опасности».

О лавинах можно говорить много. Лавины - старейший и опаснейший враг человека в горах, они каждый год собирают урожай во всех уголках земного шара, где падает снег. Сотни тысяч тонн снега, лежащие на неустойчивом основании на высоте несколько километров обладают энергией, позволяющей снести небольшой город с лица земли, поэтому нет причин позавидовать тому, кто находится у них на пути. Часто жертву лавины находят только весной, иногда не находят вообще. Несмотря на то, что лавины изучаются столько же лет, сколько люди живут в горах, точно предсказать устойчивость того или иного снежного склона практически невозможно. Всегда можно говорить только о вероятности. Состояние снежного покрова может кардинально изменится за несколько часов под воздействием внешних факторов, склон по которому проехала группа из десяти человек может обрушится под одиннадцатым. Не существует гарантированных способов спасения человека при попадании в лавину. Практически все так называемые «средства лавинной безопасности» помогают  помочь уже попавшим в лавину людям, и никак не решают вопрос выживания в лавине. Исключением являются так называемые «лавинные рюкзаки» - аналог подушки безопасности в автомобиле (собственно их производство и было впервые налажено под брендом ABS), но они дают эффект только в очень небольшом диапазоне видов лавин. Поэтому лучший способ выжить в лавине - не попасть в нее, а это в свою очередь целиком зависит от опыта райдера, его умения оценить рельеф и состояние снега.

В следующем видео - редкие по своей драматичности кадры борьбы известного французского фрирайдера Xavier De Le Rue с совершенно дикой лавиной, и его счастливое спасение при помощи рюкзака ABS. Смотреть с 1:13...

 

Альпийские опасности - это целый букет неприятностей, подстерегающих человека в горной местности, а именно - возможность падения чего-либо сверху (камни в горах имеют свойство самопроизвольно скатываться), опасность падения с обрыва или крутого склона (часто рельеф сливается настолько, что стометровый обрыв кажется безобидным холмиком), опасность попадания в ледниковую трещину (трещины засыпаются снегом так, что с поверхности нет никаких способов их разглядеть), вероятность попадания в плохую погоду с нулевой видимостью и экстремальными температурами, опасность падений на большой скорости (а скорость на фрирайдном спуске достигает 100 километров в час и выше), наконец просто опасность заблудится в горах.

Страшно? Да, страшновато. Опасно? Да, очень. Тогда зачем? Фрирайдер Вам этого объяснить не сможет. Потому что слова слабо передают то волшебное чувство полета, то ощущение парения по поверхности снежного океана, то чувство свободы и легкости, которое испытывает райдер, дорвавшийся до нетронутого свежевыпавшего снега, лежащего на подходящем для катания склоне. Испытав это один раз люди навсегда заболевают фрирайдом, катание по обычным трассам уже не может обеспечить им компенсацию адреналиновой недостаточности. Помимо чисто технического адреналинового куража, человек испытывает совершенно непередаваемое чувство близкого знакомства с одним из самых величественных явлений нашей жизни - горами. Фрирайдер живет на стыке двух явлений - эйфории от головокружительных скоростей на спуске, и отрешенности и восторга восходителя, покорившего горную вершину.  Повторимся: фрирайд - это свобода от проложенных трасс, это выход за границы, причем часто и за границы собственных возможностей.

Основные вопросы, встающие перед начинающим фрирайдером это ГДЕ?, НА ЧЕМ?, ЧТО С СОБОЙ?

ГДЕ?

Как уже говорилось выше, обычно, фрирайд происходит там, где есть хоть какая-то горнолыжная инфраструктура (подъемники, спасатели, гиды). Да, для опытных райдеров организуются экспедиции в «дикие горы» (например Гренландия или Антарктида), но это уже полный эксклюзив. Начинающий фрирайдер катается где-то рядом с горнолыжным курортом.

Начнем с родных просторов, ибо просторы есть. Мекка российского фрирайдера - курорты Кавказа - Эльбрус-Чегет, Домбай, Красная Поляна. Секрет популярности - огромные просторы, многообразие рельефа, и, при этом относительно небольшое количество катальщиков. На крупном курорте в Австрии или на Аляске все фрирайдные места, досягаемые с подъемника, раскатываются в течении нескольких часов после открытия курорта утром после снегопада. А фрирайд по чужим следам - уже не фрирайд. На Кавказе же можно неделю кататься по одним и тем-же маршрутам, и каждый раз находить свежий снег, и при этом качество маршрутов изумительное. Минусы катания на Кавказе - слабо развитая инфраструктура (мало подъемников, мало спасателей, низкий уровень сервиса), а цена за отдых при этом вполне приближается к европейской. Не стоит забывать и про вопросы безопасности: Кавказ сейчас переживает не самые спокойные времена, к сожалению. Отдельно стоит Красная Поляна, где пройдет зимняя Олимпиада 2014. Там, конечно, и безопаснее и комфортнее, но цены уже сейчас зашкаливают за среднемировые. Зато в Красной Поляне, вследствие близкого расположения к морю, уникальный пухлый снег, в Сочи приезжает много европейских фрирайдеров.

Вторым в списке популярности отечественных фрирайд-спотов идет, пожалуй, город Кировск Мурманской области. Там нет  огромных перепадов высот, ледников и живописных вершин. Но близость к столицам и длинный сезон (за счет северного расположения) привлекают в Кировск довольно много фрирайдеров. Кроме того, лавины в Кировске вполне настоящие, поэтому не надо относиться к этим склонам легкомысленно.

Страна у нас большая, и Европейской частью не ограничивается. Уральские горы - огромный природный полигон для фрирайдера. Хребет Уральских гор невысокий, но очень длинный, количество курортов на нем увеличивается с каждым годом. Из за удаленности, жители европейской части страны не очень любят ездить на Урал, транспортные расходы больше чем при поездке в Альпы.

Отдельно в списке российского фрирайдера стоит маленький, но гордый остров (почти) Камчатка. О, это сладкое слово Камчатка. Катание по склонам вулканов, некоторые из которых действующие, купание в термальных источниках, спуски практически к Тихому океану. Фрирайд пэрадайз!  В минусах - нереально длинный (и дорогой) перелет, необходимость аренды вертолета (или поиска группы арендующей вертолет), высокая вероятность нелетной погоды. В общем довольно дорогой трип может получится.

Перенесемся за пределы родных болот. В мире есть несколько крупных горнолыжных кластеров (совпадающих с основными горными массивами - вот неожиданность, да?). Ближайший к нам - Европейские Альпы, расположенные на территории сразу нескольких стран - Австрии, Швейцарии, Италии, Франции. Отсутствие границ между этими странами, а также хорошая транспортная инфраструктура дает возможность собрать за одну поездку несколько фрирайд-курортов, либо жить в режиме «охотника за снегом», мониторя районы выпадения снега (это совсем для фанатиков). Катания на европейских курортах необычайно комфортное, индустрия здесь развита как нигде в мире: огромное количество подъемников, объединенных в гигантские зоны катания, в общем чтобы объездить все склоны Европы хотя бы по разу не хватит и нескольких лет, наверное. Но есть и сложности. Так как фрирайд - потенциально более опасный отдых, чем трассовое катание, к нему обращено повышенное внимание служб спасения, в некоторых странах выход за пределы трасс без гида категорически запрещен и наказывается крупными штрафами. В странах, где правила не такие жесткие, огромное количество охотников за снегом не даст Вам шанса наслаждаться фирайдом уже через 2 дня после снегопада. Поэтому качественный европейский фрирайд - это дорогой фрирайд, рассчитанный на услуги гидов и аренду вертолетов.

Формат одной статьи не позволяет охватить вниманием весь мир, скажем только что мировой центр фрирайда расположен все таки в Северной Америке, а точнее на Аляске. Большая часть зажигательных фильмов снимается там. Из-за близости к морю и характерных ветров снег на Аляске «прилипает» к склонам гор с уклонами, на которых он обычно не лежит. Это дает максимально адреналиновые трассы, катание по ним больше похоже на свободное падение вдоль склона, скорости соответствующие.

А вот тем, кто ищет хороший способ перезимовать лето - прямая дорога в Южную Америку, на склоны Кордильер (Чили). Когда у нас жара и надо поливать огурцы на даче, любители свежего снега в Южной Америке жгут по полной.

А как же Гималаи - самые высокие горы на земле? Увы, для массового катальщика Гималаи недоступны, инфраструктуры нет вообще, а на своих ногах на высотах больше 5000 м особо не походишь... Исключение - курорт Гульмарг на границе Индии и Пакистана, здесь расположен самый высокогорный в мире подъемник, поднимающий на высоту 4500 м. над уровнем моря. В Гульмарге очень короткий катальный сезон, но когда снег есть, маленький поселок переполнен фрирайдерами со всего мира.

НА ЧЕМ?

Выбор снаряжения для фрирайда - это отдельная непростая тема. Первый вопрос - лыжи или сноуборд? Технически, катание на сноуборде вне трасс гораздо легче чем на лыжах, вследствие большей суммарной ширины доска легче «всплывает» в глубоком снегу, и позволяет сделать первые шаги во фрирайде даже начинающим любителям (что не всегда хорошо, учитывая повышенную опасность). Вместе с тем, лыжи дают опытному райдеру больше возможностей для прохождения участков с небольшим наклоном (где сноуборд застревает), а при наличии специального оборудования - для подъема вверх по склону, что особенно важно в случае незнакомого маршрута. На этом различия между лыжами и сноубордом с точки зрения фрирайда заканчиваются.

Для фрирайда используются лыжи и доски специальной формы и конструкции. В модельном ряду любой крупной компании, выпускающей лыжи или сноуборды, от 5 до 10 % составляют модели для фрирайда. Вместе с тем, есть компании, которые выбрали производство такого снаряжения своей основной деятельностью. Это, например известный американский бренд Armada,  который выпускает только лыжи для фрирайда и технического фристайла.

Основное отличие в форме - увеличенная ширина вообще и сильно расширенный нос в частности. Кроме того, профиль фрирайдных лыж и досок сделан с так называемым «рокером» - сильным загибом носка, начинающимся гораздо ближе к середине, чем у трассовых или универсальных моделей. Соответственно изменено и распределение жесткости по длине, носок становится мягче. Все это позволяет райдеру не «тонуть» в глубоком рыхлом снегу, на большой скорости широкие лыжи и сноуборды ведут себя аналогично серфингу на поверхности воды. С этой же целью меняется стойка райдера, центр тяжести (место установки креплений) сдвигается назад, к хвосту лыжи или доски. И если в случае сноуборда универсальная стойка превращается в фрирайдную за 5 минут с помощью отвертки, то для лыж такой фокус не прокатывает, крепления на фрирайдных лыжах изначально выставляются со сдвигом 5 и более сантиметров от центра в сторону хвоста лыжи. Очень сильно меняется способ управления, если на трассе основным является загрузка канта, то в рыхлом снегу управление производится переносом центра тяжести райдера.

Для фрирайда используются ботинки увеличенной жесткости, так как контроль здесь очень важен. По этой же причине крепления, используемые в горнолыжном фрирайде, имеют очень большие усилия срабатывания (как на спортивных трассовых лыжах), то есть рассчитаны на запредельные нагрузки при прыжках с естественных препятствии (так называемых дропах).

Интересно проследить эволюцию фрирайдных лыж и сноубордов. В начале 2000 годов, когда фрирайд только набирал популярность, основным критерием фрирайдности являлась длина. Соответственно в продаже были представлены лыжи под 2 метра длины с обычной геометрией и огромные сноуборды размером выше райдера с раздвоенными хвостами, улучшающими управление в глубоком снегу. На данный момент прослеживаются тенденция уменьшения длины с одновременным увеличением ширины и изменением профиля. Так, например, один из самых популярных сноубордов для фрирайда Burton  Fish выпускается всего в двух размерах - 156 и 160 см (сравним с двухметровыми гигантами начала 2000-х) . Вместе с тем, за счет широченного носа, рокера, и сдвинутой назад стойки, это доска великолепно показала себя на фрирайдных склонах всего мира. Похожая история и с лыжами, ширина топовой фрирайдной лыжи Armada JJ доходит до 136 мм, а самое узкое место - 115 мм.

armadajjskis2013front.jpg burtonfishsnowboard2013156front.jpg  ryanfish4.jpg  

ЧТО С СОБОЙ?

Помимо правильно подобранных лыж или сноуборда, фрирайдеру нужно иметь кучу полезных вещей. В первую очередь это конечно хорошая технологичная одежда, хорошо защищающая тельце спортсмена от холода и снега, и не стесняющая движений. Та-же Armada выпускает линейку одежды для фрирайдеров - широченные штаны и куртки-балахоны. Смешно смотрится? Зато практично, когда периодически ныряешь в сугроб с головой.

Armada piwapr.jpg armada_mensskiandow008.jpg  

Фрирайдеру нужна защита. Профессионалы похожи на хоббитов - внутри у них больше чем снаружи, только вместо кольчуги из серебра гномов они защищают жизненно важные места современным пластиком с ударопоглащающей пеной. Шлем, защитные шорты, панцирь-черепашка на спину, защита коленей, локтей и запястий, короче пластик со всех сторон, а самый известный производитель спортивной защиты - итальянская компания Dainese.

dainese_sp10_evolutionjack.jpg actionshortevo.jpg   12252_big.jpg 13daineseactionelbowpads.jpg  

Кроме одежды и защиты необходима целая куча мелочей. Рюкзак с возможностью подвески лыж и сноуборда, аптечка, трекинговые палки, иногда альпинистское снаряжение.  И конечно средства лавинной безопасности - лавинный маячок (бипер), лопата, лавинный щуп, а также умение использовать все это хозяйство по необходимости. Не лишним будет также

Напоследок еще раз напомним о том, что фрирайд - безусловно очень опасный вид экстремального спорта, где не все, к сожалению, зависит от человека. Берегите себя!

Ярмаркин Алексей


Полезная информация:

visa master card diners club jcb
Добавлено в корзину